Дамир Идиятулин — наш ответ Стигу из телепередачи Top Gear. Такой же быстрый и порой не менее загадочный, он всегда привлекает внимание болельщиков дрифта.
Дамир, расскажи о впечатлениях от своей машины в этом сезоне. Что в ней, может, поменялось относительно прошлого года?
Из основного — поменялся двигатель. Точнее, это по-прежнему 3,0-литровый 2JZ, но уже собранный на биллет блоке. К тому же в этот раз мы более тщательно подошли к вопросу надёжности, так что теперь двигатель работает и не ломается. Некоторые изменения есть по кузову — привели в порядок остававшиеся мелочи.
Зимой в Омане ты ехал на GT86. Как долго пилот привыкает к новой для него машине, платформе? Была ли в твоей карьере машина, с которой никак не удавалось «подружиться», найти общий язык?
Да, в Омане я ехал на GT86. В целом, наверное, как раз таки эта машина оказалась для меня самой сложной в управлении. В ней очень много нюансов — некоторые вещи работают непривычно. Поэтому все этапы приходилось бороться с машиной, хотя обычно процесс привыкания к новой технике происходит довольно быстро: максимум полдня-день. Но GT86 не одна такая непростая.
Помню, когда мне досталась Altezza, она тоже казалась неудобной, непонятной в управлении, однако в течение сезона я разобрался с этим — всё заработало неплохо. Конечно, потом её ещё доделывал, но в том-то и дело, что это было потом. А так, сколько помню, все машины, на которых я выступал, позволяли показывать результат, значит, рулились достаточно хорошо. Почему заостряю столько внимания на вопросе рулёжки? Да потому что именно изъяны в управлении заставляют делать ошибки и ездить нестабильно. Когда же всё правильно настроено, то можно буквально со второго круга ехать круто и близко.
На этапе RDS Europe 2024 в Рязани ты был замечен в качестве тренера. Поделись, каково это быть не в роли дрифтера-пилота, а дрифтера-тренера? Как вообще выглядит процесс наставничества в дрифте?
Так и есть — в свободное от соревнований время я занимаюсь тренерской деятельностью и делаю это далеко не первый год. Езжу споттером на этапы младшей серии, чтобы помогать осваиваться молодёжи. На самом деле процесс весьма ответственный, ведь ты указываешь на то, что конкретно нужно менять. Особо надо быть начеку на треках с опасными участками, где можно очень сильно ударить машину. Ну и, конечно же, всегда хочется добиться того, чтобы пилот по всем пунктам поехал качественно, поэтому приходится постоянно думать и параллельно применять свой опыт, который копился годами.
Причём искать вот эти все ошибки, недочёты необходимо не только в пилоте, но и в машине. Тренер может сам сесть в руль, дабы прокатиться и посмотреть, как машина себя чувствует, а может со стороны наблюдать за её поведением и брать увиденное на заметку для последующего исправления. Хочу сказать, что в процессе тренировок ты и за своим пилотом наблюдаешь, и за всеми остальными — какого они придерживаются стиля, какие выполняют перекладки, а заодно где едут чуть иначе, чем другие. Держа в голове эту информацию, удаётся предвидеть те сложности, которые вполне способны поджидать твоего подопечного.
Вдобавок стараешься влиять на психологический настрой пилота — перед стартом нет места волнению. Опять же, делаешь разбор конкурентов.
FRESH RACING активно развивается в медийной сфере, и ты всё чаще появляешься в различных видео команды. Как думаешь, для спортсмена, в частности дрифтера, нужно стремиться быть медийным человеком или важно только то, какой ты пилот?
Отвечу так: всё зависит от концепции, которую избрал пилот. Если он хочет быть частью полноценной команды, а не выступать вечно за себя и на свои, то, естественно, медийно тоже следует развиваться. О большей медийности традиционно просят и партнёры, которые имеются у каждой команды. Для них важны узнаваемость, продвижение брендов… Короче, без медийки в автоспорте никуда!
Зимой ты проехал Гонку Чемпионов на шипах по снегу за рулём «Весты», в прошлом сезоне стартовал в кольцевой марафонской серии на «Шорткате»… Есть в планах поучаствовать в ближайшее время в чём-то кроме родного дрифта? А если даже пока и нет таких планов, то в какой дисциплине автоспорта хотел бы ещё попробовать себя и почему?
Мы действительно проехали летом эндуранс на «Шорткате» и зимой в Тольятти на «Весте» на супершипе. Оба ивента очень понравились — люблю я подобные эксперименты, как оказалось. Они прям легко мне даются. На «Ладе», понятное дело, пришлось тяжелее из-за переднего привода, а вот в кольце было вообще комфортно — будто домашние тапочки, сел и вперёд! Ясно, что супербыстро не получилось, тем не менее время вышло неплохое, а главное, что я кайфовал от процесса.
Вот только что с командой отъездили ещё и джимхану — 15 и 16 июня в Ростове-на-Дону. Что следом по планам? Поживём — увидим. Надеюсь, возникнут какие-то интересные идеи.
Назови навскидку три главных слагаемых успеха в дрифте. В чём лично тебе, на твой взгляд, нужно добавить, чтобы завоевать первый титул в RDS GP?
Я считаю, что в дрифте важнее всего следующее: стабильность, надёжная и хорошо настроенная машина, а также правильный подход — ко всем заездам, включая тренировки, и к соперникам. Это три таких ключевых момента, которые дадут возможность побеждать.
С машиной, по идее, всё понятно, чего не скажешь про подход. Подход — крайне важная история. То есть ты должен чётко понимать свои действия в конкретной точке трассы и с конкретным оппонентом в парном заезде. Прежде чем выехать, от пилота требуется прокрутить в голове план целиком. Только тогда всё получится.
Представь, что уже конец сезона. Какое место, если не первое, будет для тебя приемлемым результатом?
У меня уже два раза была бронза по итогам сезона, но ни серебра, ни тем более золота на финише чемпионата я не завоёвывал. Кто-то, наверное, скажет, что и второе место пошло бы, но, разумеется, хочется только первое. И мы стремимся быть первыми!
Поговорили с Дамиром про всякое-разное и узнали немало нового о его взгляде на гонки и себя в них.